О некоторых аспектах договора участия в долевом строительстве
Вопросы соблюдения прав граждан, инвестирующих свои денежные средства в строительство объектов недвижимости, являются чрезвычайно актуальными.
В настоящее время отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства, возникновением у них права собственности, а также установлением гарантий защиты их прав, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2014 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Привлечение денежных средств граждан допускается только на основании договора участия в долевом строительстве и после получения застройщиком разрешения на строительство, опубликования проектной декларации и государственной регистрации права собственности или права аренды (субаренды) на земельный участок, предоставленный для строительства.
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих условий граждане вправе потребовать немедленного возврата денежных средств с начислением процентов исходя из двукратного размера ставки, установленной Центральным банком РФ.
К существенным и обязательным условиям договора участия в долевом строительстве относятся:
1.Четкое определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства (конкретной квартиры) в соответствии с проектной документацией застройщика. При этом Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики от 10.11.2021 № 3 разъяснил, что если застройщик передал участнику долевого строительства квартиру меньшей площади, чем предусмотрено договором, это свидетельствует о нарушении условия о его предмете и является правовым основанием для соразмерного уменьшения цены договора.
2. Срок передачи застройщиком объекта долевого строительства. При этом в договоре должен быть указан именно срок передачи квартиры, а не срок сдачи дома в эксплуатацию. В случае нарушения данного срока застройщик уплачивает неустойку (пеню) в размере 1/300 ставки, установленной Центральным Банком России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.
3. Цена договора, сроки и порядок ее уплаты. По соглашению сторон цена договора может быть изменена после его заключения, если договором предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения. Таким образом, требование застройщика о каких-либо доплатах со стороны участника долевого строительства, если иное не предусмотрено договором является неправомерным.
4. Гарантийный срок на объект долевого строительства. Гарантийный срок на объект долевого строительства устанавливается договором и не может составлять менее 5 лет со дня передачи такого объекта. В случае выявления недостатков участник долевого строительства вправе потребовать от застройщика их безвозмездного устранения в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение данных недостатков.
5. Способ обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу. Согласно п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021) если договор участия в долевом строительстве, предусматривавший оплату за счет кредитных средств, расторгнут, и застройщик не возвращает деньги, он обязан возместить участнику долевого строительства убытки. Они определяются в размере процентов, уплаченных по договору кредита, за период неправомерного удержания денежных средств.
При отсутствии в договоре долевого участия хотя бы одного из вышеперечисленных условий такой договор считается незаключенным.
В целях исключения случаев двойных продаж объектов недвижимости законом предусмотрена государственная регистрация договора участия в долевом строительстве. В ходе данной процедуры Федеральная регистрационная служба проводит дополнительную проверку договора на предмет его соответствия требованиям закона, в ходе которой при его несоблюдении в государственной регистрации будет отказано.
В связи с этим, договор участия в долевом строительстве считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Уголовная ответственность за нарушение в сфере долевого строительства жилья
Таким образом, введение специального состава позволит сформировать единые правовые подходы при квалификации преступлений в рассматриваемой сфере Проблемы, связанные с последствиями незаконного привлечения денежных средств граждан в сфере долевого строительства жилья, нецелевым использованием застройщиком денежных средств граждан, а также увеличением количества обманутых дольщиков, по-прежнему остаются для государства острой социальной проблемой, которая приводит к общему недовольству пострадавших граждан от действий (бездействия) органов государственной власти.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена статья 200.3, устанавливающая ответственность за привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В частности, за совершение указанных действий в крупном размере предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно в особо крупном размере, установлено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
При этом под крупным размером следует понимать сумму привлеченных денежных средств свыше 3 млн. руб., особо крупным размером признается сумма привлеченных средств в размере свыше 5 млн. руб.
Лицо, совершившее данное преступление освобождается от уголовной ответственности, если сумма привлеченных денежных средств возмещена в полном объеме и (или) лицом приняты меры, в результате которых многоквартирный дом введен в эксплуатацию.
Полномочия прокурора по защите и восстановлению прав граждан в сфере долевого строительства в судебном порядке
Защита прав граждан, в том числе в сфере долевого строительства, является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Участвуя в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел, связанных с долевым строительством многоквартирных домов, прокуроры принципиально реагируют на допускаемые нарушения.
Так, прокурор наделен полномочиями по обращению с исковым заявлением в суд о запрете привлекать денежные средства граждан для строительства, о
признании информации о продаже жилых помещений в жилом комплексе запрещенной к распространению, если срок действия разрешения на строительство истек и органом местного самоуправления не продлевался, о признании незаконным бездействия застройщика многоквартирного дома, выразившееся в непринятии мер по возврату (восстановлению) денежных средств дольщиков, затраченных на цели, не связанные со строительством дома, и об обязании направить денежные средства на возведение дома.
Несоблюдение сроков строительства многоквартирных домов и введения их в эксплуатацию также может являться основанием для защиты органами прокуратуры интересов дольщиков посредством предъявления исковых требований об обязании застройщика возобновить строительство многоквартирного дома, проведении работ, необходимых для завершения строительства и передачи объекта дольщику, в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве.
Так, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В исковом порядке прокурором может быть осуществлена защита прав граждан-участников долевого строительства в случае не подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе водоснабжения и водоотведения.
Обращение в прокуратуру о нарушении прав, в том числе в сфере долевого строительства, может быть подано в письменном, электронном виде либо устно на личном приеме должностного лица сотрудника прокуратуры
https://terek.kbr.ru/press/media/prokuratura-informiruet-ostorozhno-moshenniki-4-chast.html
https://terek.kbr.ru/press/media/prokuratura-informiruet-ostorozhno-moshenniki-3-chast.html
https://terek.kbr.ru/press/media/prokuratura-informiruet-ostorozhno-moshenniki-2-chast.html
https://terek.kbr.ru/press/media/prokuratura-informiruet-ostorozhno-moshenniki.html
«Ветеранам боевых действий предоставлена возможность на получение удостоверения ветерана боевых действий в виде пластиковой карты»
С 27.03.2024 ветеранам боевых действий предоставлена возможность на получение электронного удостоверения ветерана боевых действий в виде пластиковой карты.
Такое удостоверение объединяет в себе функции удостоверения ветерана боевых действий, социальной и банковской карт, аккумулирует в себе весь комплекс мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит сведения о наличии прав и льгот, предусмотренных статей 16 Федерального закона «О ветеранах».
Электронное удостоверение бессрочно и действует на территории всей страны.
Внедрение пластиковой карты не отменяет удостоверение ветерана боевых действий на бумажном бланке.
Электронное удостоверение выдается при обращении ветерана (при наличии удостоверения ветерана боевых действий на бланке) в банках, заключивших добровольные соглашения с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами регионов.
«Ложное сообщение об акте терроризма: понятие и ответственность»
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма представляет собой уголовно-наказуемое деяние террористической направленности, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и наступает с 14-ти летнего возраста.
Подобное сообщение влечет дезорганизацию деятельности органов власти и социальной инфраструктуры, отвлечение сил охраны правопорядка на проверку ложных сообщений и, как следствие, причинение материального ущербавышеперечисленным организациям. Форма сообщения (письменная, устная, анонимная), а также способ его передачи адресату (посредством телефонной связи, информационно — коммуникационной сети «Интернет» и др.) не имеет значения.
Преступление указанной категории признается оконченным с момента получения сообщения адресатом, которым не обязательно являются правоохранительные органы. Оно может быть передано в само учреждение или организацию, на чью деятельность злоумышленник стремиться повлиять виновный.
Санкция статьи 207 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве максимального наказания предусматривает до 10 лет лишения свободы. Помимо изложенного, с виновного подлежит взысканию материальный ущерб, связанный с работой специальных служб и убытки, понесенные иными организациями.
«Уголовная ответственность за мошенничество при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат»
Статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Для целей этой статьи к социальным выплатам, в частности, относятся пособие по безработице, компенсации на питание, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставление лекарственных средств, технических средств реабилитации, а также средства материнского капитала.
Квалифицирующими признаками данного преступления являются (части 2-4 статьи 159.2 УК РФ): совершение указанного деяния группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, в крупном размере (более 250 тыс. рублей) и особо крупном размере (более 1 млн рублей).
Максимальное наказание, которое грозит виновному лицу за совершение преступления, предусмотренного статьей 159.2 УК РФ — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом (без такового) и с ограничением свободы (без такового).
«Установлена административная ответственность за деструктивную онлайн-трансляцию»
Федеральным законом от 08.08.2024 № 217-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), согласно которым установлена административная ответственность за проведение деструктивных онлайн-трансляций (часть 12 статьи 13.15 КоАП РФ).
Основанием для привлечения к административной ответственности служит распространение в сети «Интернет» информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающее явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменнных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа:
на граждан — в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей;
на юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн. рублей.
Оборудование, использованное для изготовления данных материалов, подлежит конфискации.
Вышеуказанные положения ч. 12 ст. 13.15 КоАП РФ не распространяются на произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами.
Хулиганские побуждения расцениваются в данном случае как совершение в целях нарушения общественного порядка правонарушения, выражающего явное неуважение к обществу.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), дела об административных правонарушениях данной категории рассматриваются судьями.
Информация в виде так называемого «треш-стрима» признана запрещенной к распространению.
На владельцах социальных сетей лежит обязанность по отслеживаю и удалению данного запрещенного контента.
Размещение данного запрещенного контента на других сайтах в сети «Интернет» должны быть заблокированы операторами связи или Роскомнадзором.
Помимо административной ответственности законодателем внесены поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 08.08.2024 № 218-ФЗ), направленные на противодействие распространению данного запрещенного контента в информационном пространстве.
Распространение в информационном пространстве деструктивного контента в виде «треш-стримов» будет считаться отягчающим обстоятельством при совершении таких преступлений, как: убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью; побои; истязание; угроза убийством; похищение человека; незаконное лишение свободы; использование рабского труда.
В данном случае в целях ограничения доступа к информационным ресурсам суд вправе назначить осужденным за такие преступления лицам дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
«Условия назначения и выплаты пособия по безработице»
Федеральным законом от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившим в силу 1 января 2024 года, предусмотрено, что впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается на срок 6 месяцев, начиная со дня их регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Лицам, трудоустроенным до истечения 6-месячного периода выплаты пособия по безработице, орган службы занятости будет производить выплату разницы между фактической зарплатой за каждый полностью отработанный месяц и средней зарплатой по региону до окончания 6-месячного срока.
Для назначения доплаты необходимо ежемесячно представлять в орган службы занятости справку от работодателя о фактически начисленной сумме заработной платы.
Детям — сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 23 года в течение 6-месячного периода со дня регистрации их в качестве безработных, пособие по безработице будет выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Данные условия назначения и выплаты пособия по безработице направлены на стимулирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к активной позиции при поиске работы и к трудоустройству, и на обеспечение материальной поддержки трудоустроенных сирот.
«Установлена уголовная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров»
Федеральным законом от 08.08.2024 № 226-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которым введена статья 230.3 УК РФ — «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в информационно — телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»)».
Ранее за указанное деяние была предусмотрена лишь административная ответственность, которая наступала по ч. 1.1 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Теперь, в случае совершения лицом указанного правонарушения два и более раза в течении одного года, будет наступать уголовная ответственность по ст. 230.3 УК РФ.
Максимальный размер наказания по ст. 230.3 УК РФ предусмотрен в виде лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.
В соответствии с изменениями в статьи 31 и 151 УПК РФ определены: подсудность статьи 230.3 УК РФ — мировые судьи, а также её подследственность — следователи органов внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в законную силу 1 сентября 2025 года.
Предусмотрена возможность свиданий с защитником путем использования систем видеоконференц-связи»
Федеральным законом от 08.08.2024 № 267-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которым расширены права подозреваемых, обвиняемых, находящихся под стражей, в части предоставления свиданий с защитником путем использования систем видеоконференц-связи.
Такие свидания проводятся по заявлению лица с согласия защитника при наличии технической возможности и соответствующих помещений, а также при условии соблюдения конфиденциальности таких свиданий и сохранения адвокатской тайны.
Федеральный закон вступает в силу 05.02.2025.
«За фальсификацию доказательств предусмотрена уголовная ответственность»
Фальсификация доказательств — это намеренное искажение фактов с целью повлиять на исход судебного дела, за что может наступить уголовная ответственность по статье 303 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Чаще всего приходится сталкиваться с такими видами фальсификации, как:
подделка подписей, печатей, документов;
искажение/допечатка текстов либо изменение состава документа, то есть изъятие/добавление листов.
При наличии обоснованных сомнений в подлинности документов и иных доказательств заинтересованная сторона вправе заявить суду ходатайство об их проверке. Это может быть сделано как письменно, так и устно. Главное убедиться, что оно занесено в протокол судебного заседания.
Независимо от этого в отдел Следственного Комитета России по месту нахождения суда, рассматривающего уголовное, гражданское или административное дело, может быть подано заявление о фальсификации доказательств, по результатам проверки которого деянию будет дана уголовно-правовая оценка.
В случае несогласия решение суда по заявлению о фальсификации доказательств может быть обжаловано в вышестоящий суд, а решение должностного лица Следственного комитета — в ведомственном или судебном порядке.
«Особенности правового регулирования трудовых отношений осужденных»
Особенность правового регулирования трудовых отношений осужденных состоит в том, что они регламентируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства.
В статьях 104 и 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации конкретно указана та часть трудовых отношений, которые регламентируются законодательством о труде — вопросы продолжительности рабочего времени, оплаты, правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения. Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является справка по учету трудового стажа, выдаваемая администрацией исправительного учреждения.
Осужденный под роспись ежемесячно знакомится с засчитываемым ему в общий трудовой стаж временем.
По итогам календарного года записи в картах учета сверяются с первичными документами.
При этапировании осужденного в другие учреждения карта учета включается отделом специального учета учреждения в перечень документов, находящихся в его личном деле.
По прибытии осужденного в другое учреждение на него заводится новая карта учета (за последующим номером), а первая карта остается в его личном деле.
При освобождении осужденного сведения учета времени его работы заносятся в трудовую книжку или справку.
Для исчисления пенсии выдается справка о среднемесячной заработной плате установленного образца.
«Особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральным законом от 08.08.2024 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» усовершенствованы особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Закреплена обязанность образовательной организации создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Предусмотрено, что условия организации обучения и воспитания определяются:
— для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии;
— для инвалидов (детей-инвалидов) — в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.
Педагогические работники обязаны соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также при необходимости взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Уточнено, что понимается под специальными условиями для получения образования указанными лицами (к таким условиям отнесено в том числе обеспечение предоставления услуг переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Кроме этого, из текста Закона об образовании исключен термин «умственная отсталость» — он заменен на термин «нарушение интеллекта».
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
«Принят закон о возобновлении с 1 января 2025 года индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам»
08.07.2024 принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Указанным законом установлено, что страховые пенсии работающих пенсионеров будут ежегодно индексироваться в соответствии с предложенным механизмом. СФР произведет расчет прибавки к страховой пенсии за счет индексации на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета о размере страховой пенсии работающего гражданина, в котором учтены все предыдущие индексации (увеличения), корректировки и перерасчеты.
«Родителей уравняли в правах в вопросе получения справок и выписок на ребенка вне зависимости от того, кто из них является заявителем по государственной или муниципальной услуге»
Федеральным законом от 08.07.2024 № 172-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что получить результаты предоставления государственной или муниципальной услуги на бумажном носителе теперь может законный представитель несовершеннолетнего, который не является заявителем. Для этого родитель — заявитель в момент подачи заявления должен указать сведения о другом родителе ребенка, уполномоченном на получение результатов предоставления соответствующей услуги в отношении ребенка.
Предусмотрено, что в случае, если заявитель в момент подачи заявления о предоставлении услуги письменно выразит желание получить запрашиваемые справки и выписки в отношении несовершеннолетнего лично, то указанные справки и выписки не выдадут др
«Утверждены изменения, направленные на совершенствование порядка оплаты дополнительных расходов на реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профзаболеваний»
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2024 № 974 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286» в числе прочего установлено, что в случае если медицинская помощь не предусмотрена программой бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, но при этом входит в объем лечения, определенного врачебной комиссией, страховщик осуществляет ее оплату в полном объеме на основании подтверждающих документов.
Скорректирован порядок компенсации расходов в размере стоимости протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, рекомендованных программой реабилитации пострадавшего.
Также, в частности, размер оплаты расходов на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы увеличен с 835 рублей в год до 3220 рублей.
«Разрешение на госзакупку иностранных промтоваров: утвержден новый порядок выдачи документа»
Согласно Приказу Минпромторга России от 24.05.2024 № 2276 с 1 июля 2024 года действует новый порядок выдачи разрешения на закупку импортных товаров из перечня с запретом на допуск. Механизм подачи заявок на выдачу разрешений прежний, но есть и новшества, такие как: - срок проверки заявки сократили с 7 до 5 рабочих дней. На сравнение параметров товара с отечественными аналогами проверяющим отвели всего 1 рабочий день; - отчитываться о приобретении продукции стало не нужно. Ранее заказчики обязаны были размещать в личном кабинете ГИСП сведения о результатах закупки не позже 10 рабочих дней после заключения контракта. Разрешение по-прежнему действует в течение 18 месяцев со дня выдачи и распространяется только на 1 закупку.
«Новые меры по защите денежных средств от хищений»
С 25.07.2024 предусмотрены новые меры по защите денежных средств от хищений.
Федеральным законом от 24.07.2023 № 369-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В соответствии с изменениями с 25.07.2024 банки должны до списания средств проверять все переводы на наличие признаков мошенничества, в том числе сверяться с базой данных Центрального банка Российской Федерации.
При этом проверять операции на предмет мошенничества будет не только банк плательщика, но и банк получателя.
Если операции по переводу средств были осуществлены без согласия клиентов, банки должны будут вернуть средства в течение 30 дней, в течение 60 дней – если речь идет о трансграничных переводах.
Помимо этого, у банков появится возможность замораживать операции сроком на два дня, если у кредитной организации возникнут подозрения, что средства могут попасть мошенникам.
«Установлен запрет продажи несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков»
С 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 304-ФЗ, которым устанавливается запрет продажи безалкогольных тонизирующих (в том числе энергетических) напитков несовершеннолетним на всей территории РФ.
Предусматривается, что продажа таких напитков осуществляется при соблюдении требования о подтверждении возраста покупателя.
Продавец обязан отказать покупателю в продаже таких напитков, если имеются сомнения в достижении им совершеннолетия и документ, позволяющий установить его возраст, не был представлен.
Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти утвердит перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя.
«Об административной ответственности за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации»
Согласно части 1 статьи 70 Конституции Российской Федерации Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральными конституционными законами.
Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» определен перечень бланков, на которых помещается Государственный герб Российской Федерации, определены органы (организации), на печатях которых разрешено его помещение.
Размещение Государственного герба Российской Федерации на документах (печатях), не предусмотренных в законе не допускается.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» Государственный флаг Российской Федерации вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Российской Федерации, а также может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.
Не допускается размещение Государственного флага Российской Федерации в иных случаях, не указанных в законе. Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» установлен перечень случаев использования Государственного гимна, а также запрет на использование гимна в случаях, не предусмотренным законодательством.
Ответственность за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации предусмотрена ст. 17.10 КоАП РФ.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность по ст. 329 УК РФ.
Указанное деяние наказывается ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
«Последствия неуплаты штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления»
Статьей 46 Уголовного кодекса РФ в качестве одного из видов наказания предусмотрен штраф.
Осужденный к штрафу без рассрочки обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет в случае подтверждения доводов о невозможности его единовременной уплаты.
Факт уплаты осужденным штрафа, назначенного по приговору суда, подтверждается соответствующей квитанцией.
Наказание в виде штрафа, назначенное вступившим в законную силу приговором суда, исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного путем возбуждения исполнительного производства на основании выданного соответствующим судом общей юрисдикции исполнительного листа.
Уплата осужденным штрафа, назначенного по приговору суда, является основанием для прекращения исполнительного производства ввиду фактического отбытия наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ осужденный, не уплативший штраф без рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.
При этом сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа.
Таковыми могут считаться появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный объективно лишен возможности уплатить штраф (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление о его замене другим видом наказания.
При определении вида и срока наказания, которым заменяется штраф, суд принимает во внимание размер назначенного штрафа и той его части, которая не уплачена осужденным.
Производство по представлению судебного пристава-исполнителя прекращается только в случаях уплаты штрафа либо возникновения таких обстоятельств, которые препятствуют дальнейшему разбирательству (смерть осужденного, отмена обвинительного приговора, изменение обвинительного приговора в части назначения наказания в виде штрафа или размера штрафа.
«Вступили в силу дополнительные меры по защите граждан от финансовых мошенников»
На основании Федерального закона от 24.07.2023 № 369-ФЗ банки обязаны проверять наличие признаков перевода денежных средств без добровольного согласия клиента до момента списания денежных средств, при наличии у них данных, идентифицирующих их как принадлежащие мошенникам.
При выявлении подобных переводов с применением платежной карты, электронных денежных средств или по СБП банк или иная специализированная организация отказывает в выполнении транзакции, связывается с клиентом и разъясняет риски, а также сообщает о возможности совершения повторной операции.
Если клиент настаивает на проведении операции банк при наличии данных из информационной системы обязан приостановить на 2 дня операции и незамедлительно разъяснить клиенту причины и последствия этой меры.
В случае совершения банком перевода денежных средств без соблюдения предусмотренных правил он обязан полностью возместить клиенту-физлицу сумму операции в течение 30 дней после получения от него заявления.
«Подписан закон, запрещающий иноагентам участвовать в выборах»
В Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, запрещающие иноагентам участвовать в выборах.
Речь идет о проведении выборов всех уровней: в федеральные органы государственной власти, органы власти регионов, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления. Закреплено, что кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации, прекратить статус иностранного агента.
Вместе с тем предусматривается, что уже зарегистрированный кандидат не может быть включен в реестр иностранных агентов.
Поправками к числу лиц, которые не могут быть наблюдателями на выборах, отнесены сенаторы РФ, иноагенты и лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.
Иностранные наблюдатели смогут наблюдать за подготовкой и проведением выборов только федерального уровня.
Приобретение статуса иноагента, помимо прочего, становится основанием для досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих должности в публичных органах власти.
Полномочия лица, признанного иностранным агентом на день вступления в силу настоящего закона, будут прекращены досрочно в случае, если указанное лицо в течение 180 дней со дня вступления закона в силу не будет исключено из реестра иностранных агентов.
Кроме этого, внесенными изменениями во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.2023 №31-П уточняется порядок регистрации списков кандидатов на выборы - теперь за ошибки и опечатки в отношении конкретного кандидата из списка будут исключать только этого кандидата.
Прокурор района
старший советник юстиции З.М. Нагацуев
Старшим помощником прокурора Терского района Кардановым В.Т. принято участие в рассмотрении Терским районным судом Кабардино-Балкарской Республики уголовного дела по обвинению жителя с.п. Дейское в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.3 УК РФ (управление автомобилем лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судом установлено, что 13.06.2024 житель с.п. Дейское управлял автомобилем ВАЗ-2106, будучи лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ.
В соответствии с заключением государственного обвинителя приговором Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.08.2024 житель с.п. Дейское признан виновным в предъявленном обвинении по ч. 1 ст. 264.3 УК РФ и назначено ему наказание в виде 100 часов обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством сроком на 2 года.
Старшим помощником прокурора Терского района Танашевым М.Ю. принято участие в рассмотрении Терским районным судом Кабардино-Балкарской Республики уголовного дела по обвинению жителя г.п. Терек в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенные в крупном размере).
Судом установлено, что житель г.п. Терек, с целью незаконного приобретения и незаконного хранения наркотических средств, для личного употребления без цели сбыта, 05.07.2024 на окраине с.п. Тамбовское Терского района Кабардино-Балкарской Республики, путем сбора листьев и верхушечных частей с произрастающих на данном участке кустов дикорастущей конопли, незаконно приобрел для личного употребления без цели сбыта, наркотическое средство-марихуана, массой в высушенном виде 430,2 грамм, которое он сложил в находившийся при нем полимерный пакет и незаконно хранил, до момента обнаружения и изъятия из незаконного оборота сотрудниками полиции ОМВД России по Терскому району Кабардино-Балкарской Республики. Данное преступление им совершено в период условного осуждения.
В соответствии с заключением государственного обвинителя приговором Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.09.2024 житель г.п. Терек признан виновным в предъявленном обвинении по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применением ст. 74, ст. 70 УК РФ назначено ему окончательное наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.